Вагон-дом – принятое наименование мобильных (инвентарных) сооружений, конструктивно выполненных в виде смонтированного на колесное шасси блок-бокса. Данные сооружения предназначены для использования в строительной отрасли, сфере добычи полезных ископаемых и иных областях, где требуется максимально быстрое налаживание временного проживания людей в сложных ландшафтно-климатических условиях. Вагон-дом является местом временного жилья и работы людей, от его конструкции и характеристик зависит не только комфорт, но и эффективность выполняемой на объекте деятельности. Поэтому так важно сделать правильный выбор сооружения – это поможет сделать представленная статья.
Обратите внимание: в статье рассматриваются мобильные (инвентарные) здания контейнерного типа буксирные, жестко смонтированные на ходовой части. Информацию о сборно-разборных изделиях можно найти в других статьях на нашем сайте.
Классификация, основные характеристики и некоторые конструктивные особенности вагон-домов устанавливаются российскими стандартами ГОСТ 25957-83, ГОСТ 22853-86 и некоторыми другими. В соответствии с данными документами, мобильные сооружения по своему функциональному назначению делятся на следующие категории:
Вагон-дома всех типов делятся на три климатических исполнения:
Для сооружений различных климатических исполнений установлены требования не только по температуре наружного воздуха, но также по снеговой и ветровой нагрузке, и некоторым другим характеристикам.
Основные характеристики и вид вагон-дома обычно указывается в его маркировке в соответствии со стандартами. Данные параметры позволяют уверенно выбрать сооружение для решения конкретной задачи в соответствии с потребностями, климатическими условиями и т.д.
Габариты мобильных сооружений жестко регламентируются с целью обеспечения их беспрепятственной эксплуатации на дорогах общего пользования. Стандартами установлены следующие размеры:
Наиболее востребованными являются вагон-дома длиной 6, 7, 8 и 9 метров – площади их внутренних помещений достаточно для решения большинства задач в строительстве и иных сферах. От габаритов сооружения зависит его вместительность, а значит – возможности по размещению людей и оборудования, однако с ростом размера растет и стоимость. Поэтому следует выбирать вагон-дом так, чтобы использовать его полезную площадь с максимальной эффективностью и без лишних затрат.
Благодаря тому, что мобильное сооружение оснащается собственным шасси, его масса не так важна, как для обычных блок-контейнеров. Вес снаряженных вагон-домов зависит от их размеров, комплектации и климатического исполнения. Снаряженные изделия длиной 6 м весят до 4000 кг, изделия длиной 9 могут весить до 7000 кг и более. Этот параметр необходимо учитывать при выборе тягача для транспортировки вагон-дома: чем тяжелее сооружение и сложнее дорожные условия, тем более мощным должно быть транспортное средство.
Конструктивно вагон-дом состоит из двух частей:
Основой сооружения является блок-контейнер каркасного типа с обшивкой гофролистом или со стенами из сэндвич-панелей. Кровельная часть сооружения выполняется трапециевидной для повышения прочности пространственного каркаса и сокращения габарита. Каркас – сварной, из швеллера, уголка и труб квадратного сечения (в кровле), он заполняется обрешеткой из обрезной доски и обшивается профилированным листом (обычно марки С8) с полимерным покрытием. Внутренняя отделка выполняется практичными, долговечными и недорогими материалами – оргалитом, ПВХ-панелями, линолеумом и другими. Также в вагон-домах в зависимости от их функционального назначения монтируются инженерные сети: электрическая, водопровод, канализация, система отопления и прочие. Для подключения к коммуникациям на борт (или несколько бортов) сооружения выводятся электрические разъемы и трубопроводные соединения.
Блок жестко монтируется на двуосный прицеп повышенной проходимости, оснащенное двускатной ошиновкой, стандартным буксирным оборудованием, тормозной и электросистемой – это обеспечивает соответствие всего изделия действующим нормам. Однако шасси имеет и ряд конструктивных особенностей:
В целом, мобильные сооружения на шасси по конструкции аналогичны стандартным блок-контейнерам, однако в них приняты меры для повышения жесткости, устойчивости к вибрациям и иным негативным воздействиям, характерным для дорог и бездорожья.
При изготовлении вагон-домов используются различные материалы, требующие применения специального оборудования и технологий. Сначала собирается стальной каркас блок-контейнера – он сваривается из заранее подготовленных профильных заготовок (уголка, швеллера, труб) и вспомогательных элементов (ребер жесткости, скоб и других). Далее на каркас монтируется обрешетка и внешняя обшивка из профлиста, а также кровля из стального оцинкованного листа. Параллельно сооружается пол. Затем монтируется утеплитель и гидропароизолция, все это зашивается внутренней обшивкой стен и потолка – листами ДСП, ОСП, ЛДСП. После отделки блок-контейнер поступает на монтаж внутренних перегородок, окон, стен и разнообразного оборудования – электрического, сантехнического, канализационного и иного.
Установка блок-контейнера на шасси может осуществляться как на раннем этапе, так и после полного оборудования. Само шасси, как правило, поступает готовым с завода-изготовителя и может лишь модернизироваться для повышения удобства и безопасности эксплуатации. Готовое изделие (вагон-дом на шасси) комплектуется сопровождающей документацией и поступает на площадку хранения либо сразу отправляется Заказчику. Полный цикл производства данного изделия занимает от Х до Х дней в зависимости от размеров, климатического исполнения и комплектации.
Как указывалось выше, для транспортировки вагона-дома необходимо использовать тягач достаточной грузоподъемности и проходимости. В большинстве случаев сооружение может быть перевезено грузовым автомобилем. Однако при эксплуатации дома на проселочных и лесных дорогах, а также на бездорожье, возникает необходимость в автомобилях повышенной проходимости (модификации КамАЗ, «Урал», КрАЗ и аналогичные) или в колесных/гусеничных тракторах. В любом случае благодаря наличию на шасси стандартного буксирного (прицепного) оборудования, тормозной и электрической систем, перевозка изделия любым транспортом отвечает требованиям безопасности и ПДД.
Установка вагон-дома на объекте несложна, она требует выполнения нескольких действий:
Рекомендации по транспортировке и установки вагонов-домов обычно прописаны в инструкции по эксплуатации или в специальных материалах.
Узнать подробнее о продукции и услугах компании «Блок-Бокс» можно по указанным телефонам или заказав обратный звонок с сайта – наши специалисты ответят на ваши вопросы и помогут сделать верный выбор.
Стоимость доставки за единицу продукции, длиной не более 6 м и шириной не более 2,4 м.